Сейчас в эфире
В эфире:  Róisín Murphy – Overpowered ([censored])  чарты

JAMIROQUAI 20TH ANNIVERSARY REISSUES

Новости
Начать новую тему   Ответить на тему
На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение

Bavaretzzz
Admin
Возраст: 38
Зарегистрирован: 02.01.2005
Сообщения: 3269
Откуда: Киев

Благодарности: 1366/646
СообщениеДобавлено: Пт Мар 29, 2013 1:02 am Ответить с цитатой
Да, третий в процессе, чувак набирает. Very Happy
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

pSycho
Возраст: 35
Зарегистрирован: 20.10.2005
Сообщения: 2524
Откуда: msc

Благодарности: 166/202
СообщениеДобавлено: Пт Мар 29, 2013 1:05 pm Ответить с цитатой
про half the man я где-то слышала уже, а вот про остальное круто!)))

_________________
i know all we're doing is travelling without moving
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

da boogie
Moderator
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16.06.2006
Сообщения: 2011
Откуда: Питер a.k.a. Ленинград

Благодарности: 669/715
СообщениеДобавлено: Пт Мар 29, 2013 2:03 pm Ответить с цитатой
Интересно с чего взялась депрессия ? Ведь в гору шли Cool

_________________
just play my tune
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора

Philtr
Возраст: 40
Зарегистрирован: 09.06.2005
Сообщения: 2405
Откуда: Moscow, Arnhemland

Благодарности: 196/411
СообщениеДобавлено: Пт Мар 29, 2013 3:40 pm Ответить с цитатой
так он же объясняет там... типа синдром второго альбома, как снова сказать то, что ты уже сказал, плюс он хотел сделать всё круче - в итоге мелодии выходили слишком замороченные, текст не писался и всё такое - на этой почве он слишком погрузился в наркоту... плюс Тоби ушёл с девушкой мечты Laughing

_________________
Digeridoо&GoodVibes
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Bavaretzzz
Admin
Возраст: 38
Зарегистрирован: 02.01.2005
Сообщения: 3269
Откуда: Киев

Благодарности: 1366/646
СообщениеДобавлено: Пт Мар 29, 2013 5:24 pm Ответить с цитатой
Перевод первой части. Не судите строго за качество перевода, времени полировать нет совсем.

«На самом деле в этом альбоме два ключевых трека: "When You Gonna Learn" и "Emergency on Planet Earth". "When You Gonna Learn" задал тон всему - звучанию, стилистике, концепции. "Emergency on Planet Earth" окончательно их определил. Песню "When You Gonna Learn" я написал задолго до того, как подписал контракт с Sony, и даже задолго до Acid Jazz Records.

В то время я пребывал под влиянием мировоззрения коренных американцев, их философии. Название Jamiroquai произошло от названия канадского племени Ирокезов. Меховая шапка, пончо из старого одеяла Pendleton, логотип с рогами бизона - всё это я придумал, будучи вдохновлённым культурой коренных американцев. В частности, у индейцев племени Кри есть высказывание: "Лишь когда будет вырублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет выловлена последняя рыба, люди поймут, что деньги есть нельзя". Мне это казалось очень точным отражением всего неправильного, что происходило в этом мире. Ещё я как-то увидел по телевизору, как отстреливали слонов - где-то примерно 40 слонов застрелили прямо с вертолёта. Меня это очень возмутило.

В общем, я работал в студии, пытаясь сделать демо-запись, и в один момент человек, с которым я работал, ушёл на обед. Я сел за синтезатор и стал наигрывать аккорды и сочинять мелодию, и у меня в голове почти сразу же появились слова: "Yeah yeah, have you heard the news today? / money's on the menu in my favourite restaurant / well don't talk about quantity / because there's no fish left in the sea / greedy men been killing all the life there ever was".

В общей сложности песню я написал за 30-40 минут. К тому времени, когда вернулся человек, с которым я работал, песня уже была готова. Мой менеджер был в восторге от неё, и я отправился в студию Round House в Камдене, чтобы сделать полноценную демо-запись. Конечно же, как только я начал её записывать, все вокруг начали указывать мне, что делать, и пытаться убрать часть слов из песни, потому что якобы их слишком много, никто их не поймёт, и никому они не понравятся. Парень, который продюсировал запись, повырезал целые куски из партии вокала, чем вывел меня из себя, и начал пытаться сделать из песни подобие того, что было в поп-чартах тех времён. Я знал, какое звучание я хотел. Мне не нужен был синтетический PWL-поп (PWL - рекорд-лейбл, работавший в конце 80-х с такими артистами, как Kylie Minogue, Rick Astley, 2 Unlimited - прим. пер.) или такой же синтетический эсид-хаус. Я любил фанк. Я слушал пластинки из коллекции одного моего друга, у которого было много Dexter Wansel, Earth Wind & Fire и треков в духе Johnny Hammond "Los Conquistadores Chocolates". Я хотел настоящий живой бэнд с настоящим живым звучанием.

К моменту, когда он закончил работать над песней, он вырезал из неё половину слов и окончательно испортил звучание. Я целыми днями спорил с ним, пытаясь добиться нужного мне саунда. В конечном итоге я настоял на своём. Я вернул свой текст и убрал всю примитивную ерунду, что он вставил. Затем мы пригласили Уоллиса, с которым я когда-то катался на скейтборде, чтобы он записал партию диджериду, и добавили скрипки в начале песни - на это меня вдохновил трек Pleasure "Joyous", в конце которого звучат замечательные скрипки.После этого мне предложили контракт с Acid Jazz, а "When You Gonna Learn" попала в ротацию Kiss FM.

Даже спустя двадцать лет я считаю, что эта песня не потеряла актуальности. Слова злободневны и по сей день, и в музыкальном плане она тоже не устарела, чего не скажешь о примитивной синтетической попсе, которую все слушали в то время.

В промежутке между релизом "When You Gonna Learn" и подписанием контракта с Sony мой менеджер сказал мне, что нашёл потрясающего клавишника. Пришёл Тоби, сыграл несколько аккордов, которые мне очень понравились, и я подумал: "Да, мы с этим парнем сработаемся". Но это продлилось недолго, потому что он всё время играл партии в стилях рэйв и эсид-хаус, которые были совсем не в моём вкусе, так что я сказал ему "забей" и нашёл другого клавишника. Через пару недель мы играли на разогреве у Brand New Heavies в Brixton Academy, и Тоби тоже был там. Он подошёл ко мне после концерта и сказал: "Блин, чувак, я не знал, что ты делаешь ТАКУЮ музыку". Мы ещё немного пообщались и решили попробовать ещё раз при условии, что он больше не будет играть рэйвовых аккордов. Это был решающий момент. Тоби понял, чего я хотел и к чему стремился.

Первой песней, которую мы написали вместе, была Too Young to Die. Это было сразу после того, как я подписал договор с Sony на восемь альбомов. Кроме "When You Gonna Learn" у нас было очень мало материала, а Sony пытались навязать нам продюсера Erasure и Sinitta, чему я противился. На нас давили, но мы стояли на своём, понимая при этом, что если мы не докажем, что можем написать хит, то на этом всё закончится.

Мы работали в студии в Ист-Лондоне, пытаясь написать второй сингл, и я начал напевать басовую партию. Я не блещу умением играть на музыкальных инструментах, поэтому когда я сочиняю музыку, я пою все партии - бас-гитары, барабанов, перкуссии, клавишных, гитары, духовой и струнной секций. И вот я пою партии баса и ударных, Тоби пытается подобрать под них аккорды, и у нас выходит отличный грув. Затем я принялся за слова. Я был молодым бунтарём, и мне не нравилось то, что я видел в новостях, все эти непрекращающиеся войны, и эти эмоции вылились в словах этой песни. Но когда дело дошло до припева, я не мог ничего придумать, поэтому я просто пел "do do do do, da da doh, da da doh". И это отлично легло на музыку. Когда мы наложили духовую и струнную секции, мы знали, что второй сингл у нас готов.

Когда вышел сингл "Too Young To Die", больше всего интереса вызвал вопрос, что за чернокожая вокалистка поёт эту песню. Во время одного из моих первых интервью на радиостанции в Бирмингеме ди-джей спросил у меня, кто вокалистка в моей группе. Я сказал ему, что это я, но он не понял и продолжал спрашивать: "Да, я знаю, что это твоя группа, но что за потрясающая чернокожая девушка у тебя на вокале?" - "Да нет же, это я пою", настаивал я. Когда у нас были готовы "When You Gonna Learn" и "Too Young to Die", альбом начал принимать определённую форму.

Песня "If I Like It, I Do It" всегда немного напоминала мне песню Isley Brothers "Harvest for the World", у неё был такой же позитивный настрой. Я начинал понимать, что необязательно всё время писать агрессивные песни, что мы можем также делать и лёгкую, спокойную музыку. "Music of the Mind" - это ещё одна лёгкая композиция. Она о свободе. Свобода была одной из главных тем альбома. Я всегда любил латин-джазовые аккорды, и это проявилась в этой композиции. На неё очень повлияла песня Flora Purim "Moon Dreams", которая тоже была в коллекции моего друга, и которую я просто обожал. Нужно признать, что на альбоме было довольно много подражания. "Whatever It Is, I Just Can't Stop" была попыткой получить фанковый грув, которого можно добиться только с живым барабанщиком. "Blow Your Mind" была ещё одной лёгкой и спокойной песней. Она была написана во время репетиции перед каким-то выступлением. Вся группа была на сцене - на тот момент у нас был Ник, наш первый барабанщик, Стюарт на бас-гитаре, и отличная духовая секция. Тоби начал играть очень красивые аккорды, и я начал петь: "Love ya, I need ya". Эту песню мы записали с первого дубля, и я был так доволен, что когда песня закончилась, я жестом показал ребятам, чтобы они продолжали играть, поэтому в ней есть эта инструментальная реприза.

Было так здорово наконец работать с настоящим бэндом! Когда с тобой играют такие отличные музыканты, хочется дать им раскрыться, проявить себя. И я хотел, чтобы это был альбом, а не сборник трёхминутных песенок. Я не хотел загонять нас в рамки "куплет-припев". Я, в основном, слушал группы в стиле джаз-фьюжн, и эти группы не играли трёхминутных песенок, они просто играли. Поэтому, например, "Blow Your Mind" длится восемь с половиной минут.

Кроме того я хотел сбалансированности. За лёгкой композицией должна была идти жёсткая. После "Blow Your Mind" идёт 10-минутная "Revolution", причём они были записаны именно в таком порядке. Военные барабаны, дробильный бас, это было хардкорно и круто, как раз так, как я хотел. Эта песня подводила итог всему, что я сказал на альбоме. А я хотел сказать многое. Я был сердит на всё и на всех. Посмотрите хотя бы на аннотацию на вкладыше к первому альбому, которую я написал без подготовки в последнюю минуту. Я не хочу сказать, что эти слова глупы или неуместны. Да, это высказывания, характерные для 22-летнего возраста, но даже перечитывая их сегодня, я могу сказать, что они довольно красноречивы и осмысленны.

Но главным треком, которым я действительно выразил то, что хотел выразить, для меня стал "Emergency on Planet Earth". Весь этот грув, синкопы, скрипки поверх этого всего, это был настоящий триумф. И слова были прямо в точку: "The kids need education / and the streets are never clean / I've seen, a certain disposition, prevailing in the wind / sweet change, if anybody's listening / emergency on planet earth / is that life that I am witnessing / or just another wasted birth". "Emergency" был монументальным треком. Он связывал между собой "Too Young to Die" и "When You Gonna Learn", и как только мы его закончили, концепция альбома окончательно определилась. Я подумал: "Вот, вот каким будет альбом!". Поэтому этот трек и стал заглавным. После него всё стало на свои места.

Я помню, что очень нервничал, когда вышел альбом, но в то же время я чувствовал, что он будет хорошо продаваться. Кевин, наш менеджер, сказал, что он на 32 месте в чарте альбомов. Я сначала подумал, что это не так уж плохо, но потом начал подозревать, что он меня разыгрывает. Тогда он рассмеялся и сказал: "На самом деле он на 1 месте". И на следующей неделе он был на 1 месте. И на следующей.

После трёх недель на вершине чарта я подумал: "Ну всё, я в игре".»
Сказали Спасибо (6): Philtr, da boogie, Yong Ling, tarasta, selfmade, kozzy74
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

da boogie
Moderator
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16.06.2006
Сообщения: 2011
Откуда: Питер a.k.a. Ленинград

Благодарности: 669/715
СообщениеДобавлено: Пт Мар 29, 2013 10:59 pm Ответить с цитатой
Андрюха спасибо большое,как раз хотел попросить перевода Smile жду вторую часть Cool

_________________
just play my tune
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора

Yong Ling
Возраст: 39
Зарегистрирован: 25.05.2004
Сообщения: 1088
Откуда: msk

Благодарности: 137/64
СообщениеДобавлено: Пт Мар 29, 2013 11:14 pm Ответить с цитатой
Крутяк! Спасибо за перевод.

_________________
Слушайте джаз © Андрис Лиепа
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

pSycho
Возраст: 35
Зарегистрирован: 20.10.2005
Сообщения: 2524
Откуда: msc

Благодарности: 166/202
СообщениеДобавлено: Сб Мар 30, 2013 3:31 am Ответить с цитатой
Спасибо за перевод, да!

Цитата:
...и треков в духе Johnny Hammond "Los Conquistadores Chocolates"


ага да, мы заметили))))

_________________
i know all we're doing is travelling without moving
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора

Bavaretzzz
Admin
Возраст: 38
Зарегистрирован: 02.01.2005
Сообщения: 3269
Откуда: Киев

Благодарности: 1366/646
СообщениеДобавлено: Сб Мар 30, 2013 9:40 am Ответить с цитатой
Jay Kay писал(а):
TRAVELLING WITHOUT MOVING NEW JK REMASTER LINER NOTES
transcribed by JamiroFan2000

Virtual Insanity was the first thing written and the last thing recorded for the album.

Toby and I wrote it in the basement of my little mews house in Paddington, from an idea I'd come up with in Japan on the Return Of The Space Cowboy tour. Wallis and I had gone for a walk one afternoon in Sendai, which is a huge city, but we must have walked half a mile before we actually saw another living soul. It was the middle of winter, everything was covered in snow, and there was absolutely no one about. We finally saw a little old lady and asked her where everyone was, and she pointed to these stairs, that led down to this whole underground city. It was insane. A proper city underground city, with all the colour and noise you get in Japanese streets. It was a mad, mad world down there, which sowed the seed of the chorus: Now there is no sound for we all live underground. We weren't specifically writing the album at the time, so once we'd added the verse and the piano we just did a rough demo and put it on the shelf.

The first track we actually recorded for the album was High Times.

If Space Cowboy was alluding to the drug issues which had helped make the 'difficult second' album an absolute fucking nightmare, High Times was admitting the truth of the matter, of where I'd been and how lucky I was to be coming out the other side, I've never touched crack cocaine, but it's a slippery slope and the verses imagine someone who's gone all the way down it: Little Angela / suffers delusions / from these high times / she's been cleaning up since fourteen / on the main line / and her hunky funky junky / of a boyfriend / got her on late nights / with her skirt tight. The chorus was more personal: Last night / turned to daylight / and a minute, became a day / last night / all my troubles / well they seemed so, so far away / searching my reflection / for a glimpse of, another me / I've got to get away from all these high times / 'cause these high times are killing me.

The lyrics are very hard and dark, but it's a huge track and there was a great feeling in the studio when we were recording it - Derrick laying down these solid drums and everybody grooving along to it; there was a real intensity there where carried all the way through the recording of the album. The vocals were done in one take, and when we listened back to it I knew we'd smashed it. I thought to myself, Yeah, this is good. Going into this album I'd decided there needed to be a few changes. Emergency On Planet Earth and The Return Of The Space Cowboy went on to sell nearly three million copies apiece, but at the time they'd done about one and a half million each, and while that was good, I didn't want to become this semi-underground kind of act that stuck to it's little niche and sold one and a half million albums every time. I wanted to breakout and be something bigger, more international. To do that we had to do things differently.

Firstly the way we recorded, I couldn't go through the experience of The Return Of The Space Cowboy again. We needed to be more focused and we needed momentum, so I booked us into a big residential studio where we would be on top of each other all the time, and could work all hours, whenever we needed to. Secondly, the skinny kid in the big coat and the fur hat had to sharpen up and get slicker, and so did his music. The second album had some amazing flavours and musical details on it, but it was incredibly complex and hard to get your head around, especially for us making irt. If we wanted to extend ourselves, we needed a more universal sound.

The residential studio had exactly the right effect, and probably went a long way to making the album the watershed it was. The vibe was great, there was great camaraderie in the band, we were getting more and more confident and we were having fun. They were good, good times and that comes across on the tracks.

The next track we recorded was Use The Force. I'd been asked to write something for Euro '96, so this was us going for that real vintage football vibe - Sola's doing all the percussion like it's Brazil '70. Already you can hear that confidence coming through. We're learning that we don't have to throw everything at a track. The changes are subtler, and even though it's one of the harder tracks on the album, it glides along - it's inflight, we're not pushing it, we're allowing it to have it's own momentum. We're learning that we don't have to hammer it all the time, that it doesn't have to be thrown in your face to be groovy.

Really, we're learning how to put the boogie in by leaving stuff out. The Return Of The Space Cowboy was all or nothing, everything's in there. On this album there's a lot more space. I remember having an argument with Stuart about Cosmic Girl because he thought the bassline was too simple. We'd just come out of a club, I'd had a great night and, for whatever reason, was feeling inspired and started singing: She's just a cosmic girl [I may haver had a particular young lady on my mind] from another galaxy, my heart's in zero gravity. Then I sang Stuart the bassline. He wasn't having any of it. We had a furious argument. I think I sang him Roy Ayers's Everybody Loves The Sunshine to prove my point that the bass didn't have to be complicated, that it could just play the rhythm. He wasn't happy about it though.

Alright ws another bassline that came out of nowhere. I'd gone for a pee and it came to me as I went. After I'd finished I went running back into the studio, told everyone to stop what they were doing, and within five minutes we had this boogie going. It wasn't true how quickly that came together. It was such an easy, natural groove, but there's a slickness to the sound, a sveltness, which along with all those gorgeous synthersizers and lovely grooving sounds that Toby was using, was exactly the upgrade we needed.

It was all about locking into internal rhythms and not forcing it with external ones. And it applied both to the party tracks and the chill-out ones - Everyday, Didjital Vibrations, Spend A Lifetime, beautiful, spacious tracks that just rolled along naturally and sounded amazing turned up loud on a good set of speakers at 3 o'clock in the morning after a hard night out.

It takes confidence to let a track breathe and do it's own thing and to not over complicate it. And it took even more confidence at the time. The likes of The Prodigy and The Chemical Brothers were having massive hits, with really banging, heavy tracks, and there's me wanting to ease off and lighten-up and let the groove speak for itself.

Meanwhile, I've got the record company coming in, as record companies are want to do, asking where the singles were - I remember being told that Cosmic Girl wasn't a radio hit and that it would only ever get played in gay clubs - and even having it suggested to me that we might want to try being a bit more Britpop. I don't remember exactly who said that, but I do remember them leaving reasonably quick, and possibly the odd thing being thrown at them.

You've got to be so careful that you protect what you're doing and that you don't let someone else come in and ruin it. Making an album is like designing a car: you have to resist the distractions and interference otherwise you end up with something boxy and average that looks nothing like your original swooping, curvy vision, the one that got everyone excited in the first place.

By now though, there was a real feeling within the band and we knew what we were doing and that this was the album. We were feeling good about ourselves and starting to enjoy a bit of lifestyle too. You can tell that I'm 26, on the lookout for girls, driving a purple Lamborghini and being who I am, especially on tracks like Cosmic Girl and Alright, which still to this day are the two tracks that everyone goes nuts for at gigs. Without a doubt, the grinning kid with the skateboard was leaving and his sharper, better dressed older brother was making his presense felt. The whole flavour of the album was just a bit leaner, just a bit cooler.

Not everyone was impressed though. When we played the finished album to the record company I was told, categorically, that there were no singles on it, 'Where's the big single?', they kept saying. 'We need a big single. Where is it?' We thought we'd cracked it. With Cosmic Girl, Alright and High Times we thought we were spoilt for choice for singles. But they just looked at us and asked if we had anything else. In the end Toby and I relented and said that we did have one other track that we'd demoed but hadn't recorded. I put the tape in, pressed play. The piano starts up, then the vocals come in: And it's a wonder man can eat at all...

Their exact words when it finished were: You've done it. I said: What do you mean, we've done it? They said: You've done it, that's the track we've been waiting for, it's gonna be huge. I didn't really get what they were talking about. One minute they're tell me there are no singles, the next the album's going to be massive. But we went back in the studio and recorded it, and thanks in no small part to Jonathan Glazer's video, Virtual Insanity catapulted the album and us way out of the million and a half album league.

In the end, Travelling Without Moving sold nearly eight million copies - one and a half million in America alone - and won an Ivor Novello Award for Outstanding Song Collection. Virtual Insanity won a Grammy and four MTV awards, including Video Of The Year.

I distinctly remember the MTV awards. It was in New York, at the Radio City Music Hall, back when they were a big, big deal, and it was something to be invited, let alone perform or win anything. I slicked myself up a bit for it, and everyone was very interested in us and being very nice. We performed Virtual Insanity which went well, and then it was: And the winner is...Jamiroquai, Jamiroquai, Jamiroquai, Jamiroquai. It was fucking unbelievable. I remember rolling back to my hotel room that night, grinning my head off thinking, This is great and tomorrow I'm going to wake up and it's still going to be great, and I'm going to be the man about town and I'm so having that. And why not? There's a time to be humble, but there's being humble and there's pretending to be humble, which is far worse than actually going, No, it's fucking great, we did it, bloody right, we whooped everyone else's arse. It's a long way from underground act to international, multi-award winning, household name - you've got to take your bit of glory and enjoy it when you get there.
JK (March, 2013)

Very Happy
Сказали Спасибо (4): Игорь, Philtr, da boogie, Marselle
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Игорь
Возраст: 42
Зарегистрирован: 21.03.2005
Сообщения: 1121
Откуда: Екатеринбург

Благодарности: 409/413
СообщениеДобавлено: Сб Мар 30, 2013 10:06 am Ответить с цитатой
Офигенные воспоминания, хорошо бы и про следующие альбомы товарищ написал!
Столько новых подробностей! Там такие процессы шли, а я просто лежал на диване, слушая The Rolling Stones, когда пришел мой брат и без слов сунул в проигрыватель новенький фирменный компакт "Travelling", и жизнь изменилась, сделала новый поворот...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

tarasta
Возраст: 39
Зарегистрирован: 20.02.2007
Сообщения: 1365
Откуда: Донецк

Благодарности: 492/454
СообщениеДобавлено: Вс Мар 31, 2013 3:24 am Ответить с цитатой
Спасибо за перевод, Андрей! я хоть и знаю английский, но мне побольше время надо чем тебе, чтоб все понять. Очень интересно Cool

_________________
One nation under a groove, peace!© Funkadelic - George Clinton ==> Incognito - Jean-Paul `Bluey' Maunick
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail

Bavaretzzz
Admin
Возраст: 38
Зарегистрирован: 02.01.2005
Сообщения: 3269
Откуда: Киев

Благодарности: 1366/646
СообщениеДобавлено: Вс Мар 31, 2013 11:21 am Ответить с цитатой
Всем пожалуйста, вот вторая часть.

После успеха первого альбома я сразу же хотел приступить ко второму. Я понимал, что надо ковать железо, пока горячо, и не тратить время зря. Я планировал вернуться в студию к Рождеству, но наш тогдашний барабанщик Ник Ван Гельдер, который играл на первом альбоме, сказал, что хочет уйти в отпуск. Я сказал ему: "Эээ, ну только не уходи надолго. Я уже забронировал большую студию, мы теперь в игре, у нас нормальный бюджет на следующий альбом, все очень добры к нам и дают нам всё, что мы попросим". Я сказал ему: "Мы на коне, нельзя упускать момент".

Это было через 3-4 месяца после выхода "Emergency on Planet Earth". К тому времени мы уже сделали промоушен альбома и съездили на гастроли, поэтому я забронировал студию так скоро, как только смог. Но Ник сказал, что хочет уйти в отпуск на 4-5 недель. Мы с ним уже тогда не очень ладили, постоянно спорили, поэтому я подумал: "Ну и вали", и стал искать другого барабанщика. В первый же день, когда Деррик пришёл на прослушивание, мы написали "Just Another Story" с нуля и записали её за один дубль.

У нас не было никакого материала на момент, когда мы пришли в студию, и мы сочиняли всё по ходу дела. "Just Another Story" стала отличным началом.

Я знал пару человек, которых застрелили или зарезали. Улицы были довольно безжалостным местом в то время, насколько я помню тот период, и я хотел написать что-то, что отражало бы ситуацию. Я хотел создать кинематографическую атмосферу в духе "Улиц Сан-Франциско". Мы начали с мрачной басовой линии, затем Даррен, диджей, начал скрэтчить, а Деррик стал играть такие отрывистые сбивки, всё это напоминало саундтрек к фильму 60-х или 70-х, что прекрасно сочеталось с темой песни – для меня очень важно, чтобы текст и музыка каким-то образом сочетались друг с другом. Получившийся трек был просто феноменальным – жёстким и тяжёлым – и я подумал: "Этот барабанщик хорош, он тот, кто нам нужен". Так Деррик и стал частью группы.

В то время жизнь была лучше некуда. Мы развивались как группа, и Деррик влиял на нас благотворно. Мы пользовались хорошей репутацией, мы считались крутыми и модными, и все хотели с нами познакомиться. Я пользовался успехом у дам, и в целом был очень доволен собой и своим выбором карьеры. Люди реагировали на мою музыку, на мои тексты и на то, что я говорил в интервью. И, самое главное, мы только что выпустили успешный альбом и готовы были продолжать.

Но внезапно нагрянул синдром второго альбома и совершенно выбил нас из колеи. Все через это проходят, через этот тяжёлый период, когда нельзя сдавать позиции после успеха первого альбома. Как сказать то же, что ты уже сказал, только ещё лучше и свежее, и при этом не обмануть ожиданий людей? После такого хорошего начала мы натолкнулись на каменную стену. У меня не было никаких идей, и я не имел понятия, куда и как двигаться. При этом я задирал планку всё выше и выше и был недоволен всем, что мы делали, постоянно забраковывал материал и начинал с нуля. Ситуацию ухудшило то, что я всё глубже погружался в зависимость от наркотиков. Я начал с умеренного употребления травы и грибочков, а дошёл до того, что вынюхивал дорожку каждый раз, когда мне требовалось вдохновение, и постепенно начал съезжать с катушек. Рекорд-компания хотела знать, что у нас уже готово, но нам особо нечего было им предложить, а то, что у нас было, они не считали подходящим материалом для синглов.

Всё, что мы тогда делали, было очень сложным. Аккорды, изменения тональности, все задумки были очень амбициозными, потому что я очень высоко задирал планку, но даже для нас это было слишком трудно. Всё стало таким утончённым и субтильным. Песни в большей степени основывались на аккордах, чем на басовых риффах, и к ним стало очень трудно писать мелодии. В этом состояла главная сложность: в мелодиях и в словах. Я стал нерешительным, я забраковывал свои тексты и принимался за них заново, я сам не понимал, что я делаю. Всё было так fucking сложно довести до конца.

"Stillness in Time" я написал, когда был на самом дне депрессии. Я сходил с ума, это был ужасный период моей жизни. Я сидел в полном одиночестве в своей квартире, никуда не выходил и ни с кем не виделся целыми днями, пытаясь написать слова и мелодии, но у меня ничего не выходило. И вдруг посреди этого выматывающего душу одиночества у меня в голове что-то щёлкнуло: "There's a stillness in time / which I cannot define / does your heart bleed like mine / for a place we can go / where the troubles of our time are far away / and I have all my life in front of me / now my darkest days are trouble free".

Позитив "Stillness in Time" на самом деле отражал не состояние моей души в тот момент, а, скорее, надежду на то, что вскоре станет лучше. Как и многие треки из этого альбома, я написал эту песню, чтобы как-то облегчить свои страдания. Я понимал, что я влип в неприятности, и что если я не буду осторожен, то всё закончится, не успев начаться, и это наводило на меня fucking ужас.

Когда мы наконец вернулись в студию, рекорд-компания уже начала волноваться. Они по-прежнему интересовались материалом для синглов, а нам было нечего им предложить. Но вскоре я написал ещё одну благозвучную мелодию и слова: "Yesterday I was / half the man I used to be / oh, maybe that's because / you're the other half of me". Тоби сочинил красивую партию клавишных, и вскоре у нас был готов трек "Half the Man", который потом стал вторым синглом из альбома. Это был не совсем тот хитовый сингл, который хотел услышать лейбл, но это уже было хоть что-то. Опять-таки, это песня, обманчивая в своей лёгкости и безмятежности. На самом деле это посвящение моему брату-близнецу, который погиб вскоре после нашего рождения. Она отражает ощущение потери, отсутствия какой-то части меня, но её также вполне можно понимать, как обычную песню о любви.

"Mr Moon" это, наверное, единственная лёгкая песня, у которой не было подтекста. Она о девушке, которую я как-то встретил на вечеринке, и мне показалось, что я нашёл свой идеал (без сомнения, благодаря кислоте, под которой я был). Я решил, что наша любовь предначертана звёздами. После пяти часов общения с ней, я решил, что она та самая, единственная, и что до утра мы поженимся, но стоило мне отойти на пару минут, как она ушла с Тоби. Отсюда и строчка: "my destiny seemed to slip away from me / before I got to know your name". И всё же Тоби отлично справился с написанием невероятно сложной последовательности аккордов к этой песне, так что я его простил.

Вообще говоря, в студии мне часто становится скучно. Поэтому когда мы пишем песни, мы часто переключаемся между тяжёлыми и лёгкими песнями. Я не помню, в каком порядке всё было записано, но я могу совершенно точно сказать, что после "Mr Moon" шла "Light Years" или "The Kids".

"Light Years" – довольно тяжёлый трек, а "The Kids" я бы охарактеризовал как агрессивный. Я хотел сделать что-то агрессивное, что передавало бы дух улиц того времени. В воздухе чувствовалось напряжение, люди были недовольны властью. Правительство собиралось принять "Закон об уголовном правосудии", который позволил бы полиции арестовать любого, кто ??? (arrest anyone who went to one). Было такое ощущение, что молодежь демонизировали. Как только мы сочинили этот рифф, слова сами стали ложиться на него: "The kids got funky soul and groove emotion / but if you don't give the kids a chance to use it / they're always more than likely to abuse it / Everybody's talking about the kids / it's taking time for you to realise / now hunger turns to anger in their eyes / I say the revolution will be televised".

Ещё одной песней с серьёзным смыслом была "Manifest Destiny". Это очень красивая песня и в то же время очень тяжёлая. Я тогда читал "Схороните моё сердце у Вундед-Ни" Ди Брауна о массовых убийствах индейских женщин и детей в поселении Вундед-Ни, которые оправдывались идеологией "явного предначертания" (manifest destiny) – вере в то, что коренные народы всегда будут рабами, а белые люди всегда будут завоевателями, что хороший индеец это мёртвый индеец. Я был так возмущён, что мне просто необходимо было излить душу. Это был один из редких случаев того периода, когда я был точно уверен в том, что делаю. И песня получилась просто замечательной, я попал в самую точку. В вокале есть что-то такое хрупкое, нежное. Я сам был хрупким в то время, я не стоял на ногах прочно. Иногда, когда я писал песни, я был в слезах. Мне приходилось бороться за всё, каждая песня давалась с боем.

Поворотной точкой альбома стал трек "Space Cowboy". Он был написан в разгар работы над альбомом. Я был полностью погружён в процесс, бесконтрольно принимал наркотики и сходил с ума. Я отчаянно пытался не соскользнуть в пропасть. Мы ещё даже не закончили второй альбом, а моя карьера уже была на волоске. Мне нужна была песня, которая вернула бы меня к нормальной жизни. "Space Cowboy" стала этой песней.

Все думают, что это такая позитивная песня о том, как я люблю упарываться, и так оно и есть, но для меня она имела гораздо более глубокий смысл. Когда я пишу слова, я люблю немного пустить пыль в глаза, чтобы у слушателя остались вопросы. Эта песня обо мне или о ком-то другом? Она о марихуане или о кокаине? На самом же деле она о сбившемся с пути человеке, пытающемся ухватиться за что-то и вернуться к нормальной жизни, пока его окончательно не засосёт в чёрную дыру. Это была моя попытка перезапустить программу. И, к счастью, она удалась, потому что она стала главным синглом, который нам был так нужен, и придала силы довести до конца альбом, который я до сих пор считаю одним из наших самых больших творческих достижений.
Сказали Спасибо (8): Philtr, da boogie, pSycho, tarasta, selfmade, kozzy74, SHAMAN, Stenoquai
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Показать сообщения:   
Страница 2 из 2
На страницу Пред.  1, 2
Начать новую тему   Ответить на тему
Часовой пояс: GMT + 3


Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

© 2004-2023 Jamiroquai Russia